Памятники древних цивилизаций обзор

Памятники древних цивилизаций обзор

Не по теме.
Делала для себя, заметки.

Чанкилло (Chankillo) Перу

Архитектурный комплекс Чанкийо (Chankillo), расположенный в 400 километрах к северу от перуанской столицы Лима.
О том, что в перуанском районе Чанкилло (Chankillo) когда-то располагался некий таинственный церемониальный комплекс, учёные догадались давно. Некоторое время они присматривались к этому месту — до тех пор, пока в 2000 году археолог из Католического университета Перу (Pontificia Universidad  с простым испанским именем Иван Гецци (Ivan Ghezzi) и своей бригадой не приступили к раскопкам в данной местности.

Результаты не заставили себя долго ждать. Интересное обнаружилось практически сразу — благо местность находится под открытым небом и не очень пригодна для проживания. Соответственно, обошлось без значительных затруднений, которые могли бы возникнуть при обычных раскопках из-за культурных слоёв, лежащих выше. Да и, как вы можете понять по снимкам, в этой полупустыне совсем не «проблемная» почва.

Раскопки, тем не менее, затянулись до 2003 года. А подробности об их результатах стали известны совсем недавно: Гецци и его коллега из университета Лейстера (University of Leicester), профессор археоастрономии Клив Рагглз (Clive Ruggles) отчитались о них в Science.

Самая примечательная часть комплекса, которая, очевидно, и стала причиной любопытства – это странная возвышенность на пустынной местности, верх которой венчают тринадцать практически одинаковых башен, расположенных в ряд.

Чанкилло представляет собой укреплённый холм, который в древности был ритуальным центром. К такому выводу учёные пришли не сразу: первоначально думали, что это – просто защищённая территория, окружённая тройной стеной. В силу этого говорила техника кладки камней, характерная для крепостей.

Но от этого представления исследователи вскоре решительно отказались: как бы ни было защищено это место, оно совершенно не снабжается водой, а значит, там никто не мог постоянно жить.

Однако назначение зубчатой стены, находящейся в стороне, ни историки, ни археологи не могли распознать – нужна она была для обороны или для совершения ритуалов?

Google map

Абидос (Египет)

Абидос (древнеегип. Абджу (3bḏw), др. -греч. Ἄβυδος, современное Арабет-эль-Мадфунах) — древний город в Египте. Входил в VIII верхнеегипетский ном. Первоначально центр почитания Хентиаментиу и Упуаута. В эпоху Старого царства и I переходного периода Хентиаментиу поглощается образом Осириса, и Абидос становится одним из главных осирических центров. Располагается близ современного населённого пункта Эль-Араба-эль-Мадфуна — в 98 км на север от Дендеры. В 1818 Бонкесом была найдена «Абидосская доска» с иероглифами и списком 76 фараонов-предшественников Рамсеса II, в 1835 приобретенная Британским музеем. В храме Сети I была обнаружена подобная, дополняющая предыдущую находку. Этот обнаруженный «список фараонов» послужил египтологам важнейшим ключом для дешифровки иероглифов и составления хронологии династий Древнего Египта.

Осирион (Абидос)

Согласно древнеегипетской мифологии, объект является «могилой бога Осириса» (в таком случае, по хронологии Манефона, Осирион необходимо датировать Х тысячелетием до н.э.). В самом Осирионе если и есть следы примитивных технологий, то относящиеся явно лишь к стадии его разрушения, а не строительства. Строители же использовали высокоразвитые технологии, легко вырезая технологические углубления в гранитных блоках и выравнивая кладку уже после размещения блоков на своих местах. Имеются следы (вероятнее всего) дисковой пилы, достигавшей диаметра минимум 2-2,5 метра.

Внешние стены из красного порфира так и не выровнены до конца (что позволяет рассматривать версию незавершенного по каким-то причинам строительства).

По совокупности планировки, свойствам кладки в разных частях объекта, характеру почвенных слоев вокруг и имеющимся надписям, можно выдвинуть следующую версию. Во времена Сети I и его преемников были проведены археологические работы на древнем объекте, который к этому моменту почти полностью (или полностью) скрылся под почвенными слоями. Фараоны соорудили дополнительную крытую галерею, ведущую к Осириону, и покрыли надписями не только ее стены, но и часть стен самого Осириона.

Google map

Остров Пасхи

считается самым отдаленным в мире: до побережья Чили около 4000 км, до острова Таити примерно столько же, но в противоположную сторону.

Наиболее известны статуи Пасхи — моаи. Их сотни, и они разбросаны по всему острову. Вес статуй в основном 10-20 тонн, но есть и гиганты, достигающие 80-90 тонн. Высота статуй колеблется от 3 до 21 метра. Кем, когда и как изготавливались эти исполины в каменоломнях возле кратера, как транспортировались на побережье и как устанавливались на искусственные платформы — не известно до сих пор.

Панорама статуй

Очень многие статуи не закончены. Общая картина создает впечатление внезапного прекращения работ, то ли по воле их создателей, то ли из-за какого-то катаклизма. В пользу второй версии указывает одна из местных легенд, которая говорит, что случился огромный потоп, «с неба и изнутри земли обрушились молнии, пришла „большая вода“, и не стало ничего видно вокруг».

С версией катаклизма согласуется и тот факт, что подавляющее большинство статуй повалены или частично занесены рыхлыми слоями почвы. Те же, что стоят в полный рост вблизи побережья, восстановлены совсем недавно — во второй половине ХХ века.

Немалая загадка — платформы, на которых находились статуи. В их каменной кладке можно встретить характерные признаки мегалитических сооружений. А кое-где кладку практически невозможно отличить от ее перуанских аналогов.

О строительстве платформ и создании моаи в глубокой древности говорит не только полное отсутствие соответствующих навыков у местных островитян на самой заре известной истории острова, но и странные «дороги», уходящие прямо в океан.

Дополняют перечень загадок острова сотни подземных ходов, начинающихся в естественных пещерах и ведущих неизвестно куда. Пещеры и ходы насчитывают несколько уровней. После того, как с десяток человек исчезли в подземельях без следа, на посещение самых нижних уровней наложен запрет.

Google map


Наска (Перу)

Линии Наски

— группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу. Поскольку достигают десятков метров в длину, с земли распознать их невозможно. Были обнаружены лётчиками с началом воздушных перелётов над плато в XX веке. Благодаря полупустынному климату сохранились с глубокой древности.

Можно попробовать сравнить аналогичные линии на земле в районе Перу. Вот вид с самолета:

Обратите внимание на вид с земли… пустыня плато усеяна битой каменной породой, а в местах линий как бы расчищена…

Со спутника видно, что линии достаточно ровные и проходят по плато даже через овраги, образовавшиеся из-за эрозии почвы. Очень примечательный момент: судя по всему, этот участок был когда-то затоплен, а эрозия могла образоваться в процессе схода воды обратно в океан. И еще: самые крупные линии, по всей видимости, образовались до эрозии.

Можно предположить, что это следы от сонара или иного сканирующего устройства, причем очень мощного… Если так то возможно кто-то и что-то искал.

Айн Дара(Сирия)

— руины арамейского города с руинами храма, богато украшенными барельефами со скульптурами львов и сфинксами.

Считается хеттским храмом богини Астарты (она же — Иштар; она же — Инанна), воздвигнутом на холме. Сам холм — явно искусственного происхождения: насыпь из земли и камня посреди ровной долины, которая хорошо просматривается с этого холма. Изначально, возможно, холм имел прямоугольную форму, но с течение времени углы заметно «поплыли» и округлились.

Перед храмом — скульптура льва из черного базальта. Рельеф выполнен очень тщательно и качественно. Детали рисунка полностью соответствуют позе льва перед нападением (возможно, чтобы держать в страхе приходящих в храм). Один бок статуи сделан плоским — судя по всему, это была стойка ворот, а с плоской стороны шла какая-то каменная кладка.

Храм сделан из блоков известняка и черного базальта, украшенных барельефами (в дальнейшем явно умышленно сильно поврежденными). Ближайшее месторождение черного базальта — в 350 км!...

Отпечаток ступней ног выполнен каким-то древним художником…

У внешних стен храма самый нижний ряд базальтовых блоков отличается хорошо отшлифованной поверхностью. Местами на этих блоках видны узкие прорези — следы высоко технологичного инструмента.

В целом: очень похоже на то, что хетты лишь восстанавливали какое-то гораздо более древнее сооружение, дополнив барельефами некоторые блоки верхних ярусов. Качество этих дополнительных барельефов оставляет желать лучшего.


Мохенджо-Даро (Пакистан)

Мохенджо-Даро (урду موئن جودڑو, синдхи موئن جو دڙو; буквально «холм мертвецов»)

— город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Междуречья.

В Мохенджо-Даро была общегородская система канализации с магистральными каналами, отстойниками и стоками для отвода дождевых вод; цитадель размерами 230×170 метров и бассейн 12×7 метров и глубиной 2,4 метра, в который вели две кирпичные лестницы.

Жители Мохенджо-Даро поддерживали тесные торговые связи с Древним Ираном и Месопотамией, Уралом и народами Сибири. Они выращивали пшеницу, ячмень, горох, финиковые пальмы, хлопок, лён, разводили слонов, коров, буйволов, коз, овец и кур. Ремесленники использовали паяние свинцом, довольно на высоком уровне находилась горячая и холодная обработка металлов. Из меди и её сплавов изготовлялось оружие, инструменты, предметы домашнего обихода и украшения. Существовало ювелирное и гончарное производства, резьба по камню и виноделие. Женщины пользовались кремами, духами и губными помадами. Древние дравиды использовали десятичную систему счёта, от которой впоследствии произошли арабские цифры. Существовали весовые гири, измерительные линейки из раковин с очень точно нанесёнными делениями. Основной единицей веса были 0,86 грамм, основной единицей длины — 6,7 мм.

В древне индийской хронике «Книга Дзаена» существует любопытное предание о внеземных существах, которые прилетели на металлическом корабле. Гости мирно жили вместе с туземцами, но потом между этими существами возникли распри, и часть их переселилась в другой город. Там жители выбрали их правителями. Отношения последних с сородичами, которых они в свое время покинули, еще больше обострились. Вождь инопланетян распорядился выпустить на город «отщепенцев» огромное светящееся копье. Оно достигло цели и сожгло жителей, разрушило здания. Те, кто позднее вошел в город, заболели и умерли. Вождь собрал своих воинов, их жен и детей, все они «вошли в корабли, поднялись один за другим в небо и уплыли...»

Google map

Аксум (Эфиопия)

Аксум, Аксумское царство — могущественное государство, существовавшее в II — XI веках на территории современной Эфиопии. Столицей государства был Аксум.

Одна из основных достопримечательностей Аксума — монолитные каменные стелы, которые производят впечатление как будто составленных из отдельных кусков. Три самые большие из них были установлены на холме, который был превращен древними строителями в трехъярусную платформу, сложенную из массивных плит. Высота этих стел равнялась, 21, 24 и 33,5 метра. Все три обелиска созданы из цельных глыб голубоватого базальта — одной из самых твердых горных пород. Причем такой базальт в Аксум надо было доставлять специально, так как ближайшие выходы этой породы находятся в нескольких километрах от города

Официально стелы датируются первыми веками нашей эры. Однако в самом Аксуме существует предание, по которому их возводили великаны-циклопы, которые умели плавить камень. Они разливали его в длинные деревянные формы, а когда камень остывал, его обтесывали, полировали и затем уже превращали в гигантские стелы.

Согласно местным преданиям, именно в Аксум вернулась царица Савская после своей поездки к царю Соломону. Историки до сих пор спорят о реальности существования в древности этой царицы. Однако местные гиды не без гордости демонстрируют туристам «бассейн царицы Савской» — глубокий и обширный водоем, вырезанный в твердых горных породах.

Аксум также примечателен тем, что это — последнее место, которое упоминается в связи с Ковчегом Завета. Некоторые полагают, что Ковчег и ныне находится там.

Практически неизвестны широкой публике другие сооружения и артефакты Аксума, среди которых попадаются порой и такие, которые вызывают ассоциации с удивительными объектами не только других стран, но и других континентов.

Google map

Ангкор (Камбоджа)

Ангкор — столичный район Кхмерской империи IX—XV вв., где сохранились Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом — выдающиеся памятники средневекового искусства кхмеров, вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Остатки Ангкора занимают площадь около 200 кв. км. Всего здесь сохранилось около 100 дворцов и храмов. Историки считают, что строительство в Ангкоре началось в 802 г. н.э. по указанию Джаявармана II, который первым прошел загадочный, беспрецедентный и пока не нашедший объяснения ритуал посвящения, после чего объявил себя «Владыкой Вселенной».

Самый большой храм — Ангкор-ват («город-храм») был построен (по той же версии) во времена короля Сурьявармана II (1112—1152 гг.) и посвящен индуистскому богу Вишну. Он считается самой большой культовой постройкой в мире — его площадь около 2 кв. км. Храм представляет собой сложную трехуровневую конструкцию со множеством лестниц и переходов. Венчают храм пять башен — одна в центре и четыре по краям. Центральная башня возвышается над землей на 65 метров и символизирует мифическую гору Меру, которая является центром всего мира.

Исследователи отмечают высочайшую точность, с которой не только созданы огромные прямоугольные архитектурные структуры Ангкора, но и их строгую ориентацию по сторонам света.

В Камбодже существует старинное предание, что храмы и пирамиды Ангкора построены Вивакармой, архитектором богов, который преподал искусство архитектуры людям. После того как Висвакарма построил Ангкор-Ват, «боги отправились в землю вечного счастья и теперь взирают с небес».

Согласно древним легендам, Ангкор-Ват является «копией» более раннего храма, который в свою очередь был сам копией небесного оригинала, чей план «был начерчен самими богами Неба-Тушита».

Google map

Теотиуакан

— «Город богов». Согласно преданиям, именно Теотиуакан был тем местом, куда боги вернулись после Потопа для того, чтобы повторно создать мир.

Обратите внимание на ориентацию построек по сторонам света.

Google Map

Собственно очень интересный памятник, но для начала рекомендую более детально разглядеть расположение и состояние каменных конструкций.

Обратите внимание на снимок со спутника…

Чуть южнее…

и сравните снимок со схемой приведенной ранее.

Вот это место с земли.

Еще фоточка интересная:

Пума-Пунку

(примерно в 1,5 километрах от основного комплекса Тиауанако)

Ур

— один из древнейших шумерских городов древнего Междуречья. Ур был расположен на юге современного Ирака, на западе от реки Евфрат. Согласно Библии, Авраам родился именно в Уре. В IV веке до н. э., город был покинут оставшимися в нём жителями, предположительно по погодно-климатическим причинам.

Зиккурат в Уре.

Google Map город Ур

Зиккурат

Перу район Куско:

Саксайуаман

(кечуа Saksaywaman — букв.Сытый ястреб;

в испанской транскрипции Sacsayhuaman) — крепость в Куско, воздвигнутая, по преданию, первым Инкой Манко Капаком. В плане Куско, напоминающем пуму, является ее зубами.

Примеры полигональной кладки:

Хочется спросить: как индейцы так точно обработали мегалиты и затащили их сюда.

Google Map общий вид

Google Map стена Саксайуамана:

Ольянтайтамбо находится примерно в 50 км к северо-западу от Куско.

Как и в Саксайуамане здесь расположен ряд террас, окруженных гигантскими мегалитическими стенами.

Так же, как в Саксайуамане и Тиауанако, здесь повсюду разбросаны каменные глыбы с вырубленными в них нишами, углы и внутренние грани которых отделаны с поразительной точностью и совершенством.

Мегалитические стены Ольянтайтамбо — одна из великих тайн Перу. Кладка одной из нижних стен была отремонтирована, и в этом месте, поверх старых мегалитических глыб, были уложены некачественные камни. Эти ремонтные работы могли произвести инки, что служит еще одним доказательством небольших масштабов и низкого качества строительных работ инков — это особенно бросается в глаза при сопоставлении с сооружениями доинкского периода.

Над окруженными стеной террасами Ольянтайтамбо возвышается таинственное здание, именуемое храм Солнца. Фронтон этого так называемого храма сложен из шести огромных монолитов. Высота самого большого камня — более 4,3 м. Это совершенно уникальные камни — с прямолинейными боковыми гранями и необычайными ребрами. Они резко отличаются от камней в других мегалитических стенах Перу, обычно имеющих многоплоскостные стыки и скошенные края. Установить, каким образом эти камни были настолько точно вырезаны, так и не удалось — ведь они высечены из красного порфира — камня, не менее твердого, чем гранит.

Как эти шесть 50-тонных камней были доставлены и помещены туда, где они сейчас лежат? Было точно установлено, что они взяты из каменоломни Чачиката, расположенной в 6,5 км на склоне горы по ту стороны долины. Вырубив в карьере эти камни, нужно было затем спустить их по крутому склону, перевезти через реку, а затем поднять вверх по другой крутой горе и доставить на место!

Но самая большая загадка храма Ольянтайтамбо состоит в видимом отсутствии у него назначения. Он не составляет части какого-либо здания, так как окруженная стенами территория — это сплошная скала. Не исключено, что предполагалось надстраивать это сооружение, так как имеются явные признаки того, что строительство было приостановлено. И тем не менее конечная цель строителей остается неясной, так как холм, на котором лежат камни, слишком узок, чтобы можно было использовать его в целях обороны. На четвертом камне слева вырезано изображение четырех граней ступенчатой пирамиды, которая часто ассоциировалась с потусторонней жизнью. Изображение пирамиды очень распространено в священном городе Тиауанако в Боливии.

Google map

Тула (Мексика)

Тула — древняя столица тольтеков, одной из главных доколумбовых культур Месоамерики. Нередко её отождествляют с мифическим городом Толланом. Тула расположена в 65 км к северо-западу от Мехико.

Наиболее известным из сохранившихся сооружений является Пирамида Утренней Звезды (также Храм Кетцалькоатля, Храм Тлауискальпантекутли, или Храм Б), на платформе которой стоит группа из пятиметровых каменных воинов, нёсших когда-то крышу храма. У входа стоят крупные статуи змей. Впечатляющим является и сохранившийся большой фриз, на которым изображены ягуары и орлы, пожирающие человеческие сердца. В колонных залах дворцового комплекса видны сохранившиеся оригинальные рисунки.

Мачу-Пикчу(Перу)

Мачу-Пикчу находится высоко в облаках. В переводе с кечуа «Мачу-Пикчу» означает «старая гора». Если смотреть сверху, видно, что Мачу-Пикчу находится на почти ровном горном плато. Вокруг него возвышаются вершины соседних гор.

Долгое время о существовании «затерянного города инков» ходили только легенды. Никто не знал — есть ли он на самом деле. В испанских хрониках о нем не было ни одного упоминания. Письменных свидетельств не оставили и инки. О том, что город и вправду существует, стало известно лишь в начале XX века.

В 1911 г. американский археолог Хайрам Бингем, посвятивший несколько лет поискам «потерянного города инков», наткнулся на кишащий змеями, укрытый густыми зарослями древний город на вершине горы. Бингем поднялся на вершину горы в сопровождении носильщика-перуанца — проводника и переводчика. Легенда гласит, что здесь, на вершине горы, жили две индейские семьи, охранявшие «потерянный город». В одной из семей был ребенок. Бингем подарил мальчику-индейцу монетку в один соль, и тот показал профессору дорогу к древним развалинам. Так всего за один соль (около 30 американских центов) человечеству открылся потаенный город, видевший расцвет и закат цивилизации инков.

Имена, которые сегодня носят строения в Мачу-Пикчу, на самом деле не имеют ничего общего с древними. Профессор Бингем не знал инкских названий и придумал новые…

Google map

Место, пожалуй, раскрученное и известное более того, что заслуживает по сравнению с другими объектами в Перу. Потому и попало в современные «семь чудес света». Хотя значительная часть сооружений не только была по плечу инкам, но и скорее всего ими и была построена.

Среди этих сооружений выделяется несколько областей мегалитической кладки, явно доставшиеся инкам в наследство от гораздо более развитой цивилизации. Примечательно, что именно здесь некоторые мегалитические сооружения имеют боковые стены под двускатное перекрытие (в отличие от плоских в других местах)

Писак(исп. Pisac, кечуа P'isaq) — город в Перу и древняя крепость инков, расположенная в 33 км от Куско. Писак находится в Валле-Саградо, священнной долине инков у реки Урубамба.

Священное место г.Писак: «камень Солнца». Это не отдельный камень, а скала, изрезанная нишами и ступенями по всей своей поверхности

Храмовые руины Писака «камень Солнца» в центре:

Google map

Окрестности Луксора (Египет)

Луксор(Фивы (др. -греч. Θῆβαι) — греческое название столицы Верхнего Египта. Город располагался в 700 км к югу от Средиземного моря, на восточном берегу Нила.)

Был столицей Уасета — IV нома Верхнего Египта. Столицей всего Египта этот город стал в эпоху XI династии (Среднее царство) и оставался таковой вплоть до прихода к власти ливийских династий (22-й и 23-й) в X в. до н.э. Остатки Уасета в современном городе Луксор — Карнакский и Луксорский храмы — в числе первых объявлены памятниками Всемирного наследия человечества.

Строительство храма древними египтянами времен фараонов сомнений не вызывает. Но ряд статуй и обелиски из твердых пород камня имеют признаки использования при их создании весьма нетривиальных технологий.

Google Map

Асуан (Египет) Северные каменоломни

Серый гранит сохранил следы разнообразных инструментов и технологий — от самых примитивных до таких, которые превышают уровень современных методов обработки твердых каменных пород.

Дендера (Египет)

Дендера — небольшой город на западном берегу Нила, напротив Кены. В древности Тентира — столица шестого нома Древнего Египта и центр культа богини Хатхор. Её храм, впервые исследованный Мариетом, отлично сохранился со времён последних Птолемеев; достраивал его римский император Тиберий.

Сам храм возведён из песчаника, имеет 79 метров в длину и окружён кирпичной стеной. Внутри находится огромный гипостильный зал с 18 колоннами, увенчанными изображениями Хатхор. На потолке изображены астрономические сцены, на стенах — описание царского визита в храм. На крыше храма помещалось несколько небольших святилищ Осириса, в одном из которых были обнаружены уникальный зодиак и солнечный диск. Под храмом эпохи Птолемеев лежат здания предыдущих эпох, древнейшие могут быть отнесены к царствованию строителя Великой пирамиды — Хуфу.

Изображения в храме Дендеры

Google map

Proudly powered by WordPress   Premium Style Theme by www.gopiplus.com